Запорожские власти выбирают застойКаждый запорожский политик в своих предвыборных обещаниях рассказывает о грядущих реформах. Которые превратят Запорожье в город-сад, сделают горожан богачами, гарантируют процветание и так далее. Чаще всего эти «реформы» остаются лишь на предвыборных агитплакатах. Но в нашей стране есть чиновники, которые не побоялись пойти на радикальные перемены — и победили, казалось бы, вечные украинские проблемы. «Суббота плюс» составила список самых смелых и ярких реформ местных властей. Ведь если могут они, почему не можем мы?
Вот и всё, ребята
Есть проблема. Состояние жилищно-коммунального хозяйства города можно охарактеризовать словом «разруха». Коммунальщики делают всё возможное, чтобы работать поменьше, а денег с населения брать побольше. Протекающие крыши, неубранный мусор, тёмные дворы — вот запорожский стандарт ЖКХ.
Что у них. ЖКХ — это головная боль всей Украины. Но только в одном городе от этой болезни нашли лекарство. Винницкий мэр Владимир Гройсман провёл радикальную реформу всей системы ЖКХ. Теперь каждый жилой дом в Виннице имеет свой тариф оплаты коммунальных услуг. Он зависит от целого ряда показателей: «возраста» постройки, состояния труб и проводки, необходимости ремонта и так далее.
Мэрия Винницы хочет, чтобы сами жильцы решали, какие услуги нужны их домам. Поэтому чиновники предлагают горожанам выбирать старших по дому. Эти люди фактически контролируют работу ЖЭКов и ПРЭЖО. Также винницкие власти развивают систему ОСМД (объединения совладельцев многоквартирных домов). Уже в каждом десятом жилом доме Винницы хозяева квартир сами решают, какие услуги им необходимы. И коммунальщики обязаны отчитаться жильцам за каждую потраченную копейку. Кстати, и самих ЖЭКов в Виннице стало в три раза меньше.
Результаты реформы ЖКХ налицо: в городе работают все лифты, мусор вывозят ночью — чтобы не мешать жильцам. Заключён договор со швейцарскими инвесторами (привет Владимиру Кальцеву: «иностранные инвесторы» постоянно фигурируют в его речах, но как-то не замечены в реальной жизни Запорожья) — теперь европейцы модернизируют винницкие котельные и теплосети. Информацию обо всех жильцах перенесли из десятков пыльных кабинетов в единую компьютерную базу — в результате практически исчезли очереди в БТИ, ЖЭКах, «Водоканале» и теплокомпаниях.
Кстати, на местных выборах в октябре 2010 года мэр-реформатор Владимир Гройсман был переизбран на второй срок с рекордной для Украины поддержкой избирателей. За него отдали голоса 77,8% проголосовавших винничан.
Что у нас. Реформа ЖКХ в Запорожье стала камнем преткновения между двумя политическими группировками. Депутат горсовета Елена Бондаренко, близкая к одиозному бизнесмену Евгению Анисимову, предлагает проект, который должен сократить расходы на содержание чиновников. Что, возможно, приведёт к снижению тарифов на услуги ЖКХ для населения. Ни на качество работы коммунальщиков, ни на состояние жилых домов реформа, по нашему мнению, не повлияет. Проект уже поддержал мэр города Александр Син. А вот противники группы Анисимова, близкие к секретарю горсовета Владимиру Кальцеву, намерены не допустить принятия программы, называя её прикрытием для кражи бюджетных денег.
Справедливости ради нужно заметить, что определённые сдвиги в сфере ЖКХ в Запорожье уже присутствуют. Так, в городе действуют десять Единых расчетных центров, в которых жители могут заключать договора с коммунальными предприятиями, давать показания счётчиков, получать справки и оплачивать счета. Количество ЖЭКов и чиновников в них также сокращается. Неуверенно, но входят в жизнь коммунальных предприятий компьютерные технологии. С лета минувшего года запорожцы могут передавать показания счетчиков воды, не выходя из дома — через сайт «Водоканала». Вот, собственно, и все изменения в коммунальной сфере за последние годы.
Пьют все, везде и всегда
Есть проблема. Ежегодно в Запорожье пьяные горожане совершают сотни преступлений и правонарушений. Кроме того, из-за повсеместной и круглосуточной продажи алкоголя уровень детского алкоголизма в городе неуклонно растёт. Впрочем, количество совершеннолетних алкоголиков тоже увеличивается с каждым днём.
Что у них. Передовиком борьбы с алкоголизмом стал город Львов. Ещё в конце 2010 года там была запрещена продажа спиртного с 22:00 до 10:00. В результате уровень преступности в городе снизился почти на восемь процентов. Депутаты городского совета и мэр решили не останавливаться на достигнутом. В наступившем году вступает в силу запрет на продажу алкоголя в киосках.
А вот киевские градоправители были не так последовательны. В конце 2010 года городской совет столицы запретил продажу алкоголя и табачных изделий в киосках. Но в сентябре минувшего года депутаты отменили своё же решение, которое так и не вступило в силу. Теперь киевские чиновники снова хотят убрать пиво и сигареты с киевских улиц...
Что у нас. Весной минувшего года мэр Александр Син, видимо, вдохновившись примером Львова, пообещал собрать общественные слушания по поводу запрета продажи алкоголя в тёмное время суток. Пообещать — пообещал, а провести — не провёл. Поэтому запорожцы всех возрастов спиваются дальше — попыток исправить ситуацию власти не предпринимают.
Маленький бизнес городских чинуш
Есть проблема. В Запорожье, как и в большинстве городов Украины, многие чиновники не против получать приятные бонусы к зарплате. Проще говоря, среди них полно взяточников. Также среди городских чинуш проблематично найти тех, кто всегда корректно и вежливо общается с посетителями. А зачастую бюрократы совмещают в себе оба этих недостатка.
Что у них. Примером вновь становится Винница. Созданный там «Прозрачный офис» стал доказательством того, что можно полностью уничтожить устаревшую советскую модель отношений «гражданин, который зависит от чиновника» и заменить её европейской – «чиновник, который зависит от гражданина».
Приём граждан по всем вопросам — от выдачи справок до регистрации предприятия — проводится в одном помещении с прозрачными стенами. «Прозрачный офис» обслуживает более тысячи человек в день — без длинных очередей, бумажной волокиты и бюрократического хамства. Действует система электронных очередей: получаешь талончик с номером, и на табло видишь, сколько людей стоят в очереди перед тобой (и никаких «я только спросить»).
Винницкие власти стараются забрать у чиновника возможность принимать решение: дать или не дать бумагу, поставить печать или нет. Каждый документ, поданный чиновнику в мэрии, попадает в компьютерную базу. И любой желающий сможет проследить прохождение документа по инстанциям. Каждый случай отказа в выдаче документа проверяется вышестоящим начальством. Давать чиновнику взятку теперь стало почти бессмысленным: из всемогущего божка бюрократ превратился в обычный винтик в отлаженном механизме города. Да к тому же находящийся под тщательным и постоянным контролем. Чиновники, не согласные с новой политикой, а также те, кто не сумел пройти переаттестацию и сдать экзамен по компьютерной грамотности, были уволены.
Что у нас. А ничего. Мэр города Александр Син не раз заявлял о желании перенять винницкий опыт. Но дальше разговоров дело пока не зашло, разве что установили видеокамеры в кабинетах работников горсовета. Чиновники всё так же «решают вопросы», хамят запорожцам (на чиновничьем наречии — «просителям») и чувствуют себя почти всемогущими. И переубеждать их в этом никто особо не спешит.
О транспорте бедном замолвите слово
Есть проблема. Разваливающиеся на ходу троллейбусы и трамваи плюс забитые доверху людьми маршрутки плюс вечные пробки на мостах равно транспортная система Запорожья.
Что у них. Примером для Запорожья может стать всё та же Винница, а также соседний Днепропетровск. Винницкие власти выиграли конкурс, по которому швейцарский город Цюрих «безвозмездно, то есть даром» передал украинскому областному центру более сотни трамвайных вагонов — бывших в употреблении, конечно, но комфортных и безопасных. Воссоздан муниципальный автобусный парк, подписан контракт на приобретение городом тридцати больших автобусов. Весь общественный транспорт подгоняется под расписание движения, которое должно неукоснительно выполняться (на некоторых маршрутах интервал между трамваями составляет 55 секунд).
Чтобы упорядочить хаотическое движение на винницких дорогах, мэр города прибегнул к помощи студентов. Несколько дней подряд на каждой остановке стояли молодые люди и считали потоки людей. Потом определялись оптимальные маршруты. Отрегулировали светофоры, поменяли разметку, приучили водителей к дисциплине — в результате получили порядок на дорогах, отсутствие пробок и уменьшение количества ДТП.
Кстати, дорожную разметку в Виннице наносят с помощью лазера, вся спецтехника оснащена GPS-навигаторами. Поэтому на винницких дорогах прямые линии действительно прямые, а не извивающиеся, как в Запорожье.
А вот в Днепропетровске в конце минувшего года открыли новую объездную дорогу. Это позволит вывести из городского транспортного потока более семи тысяч автомобилей в день и уменьшит объём вредных выбросов в атмосферу на 230 тысяч тонн ежегодно.
Что у нас. Запорожская транспортная система чем-то напоминает зоопарк, в котором динозавры соседствуют с утконосами. Роли ископаемых ящеров успешно исполняют троллейбусы и трамваи, изношенность которых уверенно приближается к ста процентам. А утконосами можно смело считать маршрутные «спринтеры», которые, прежде чем стать пассажирским транспортом, были грузовичками. Согласно новому законодательству, такие «мутанты» не имеют права перевозить людей на украинских дорогах. Однако запорожские чиновники, во избежание транспортного апокалипсиса, заявили, что решения Киева — это решения Киева, а «спринтеры» на наших дорогах всё-таки останутся. Горожанам, мол, без них никуда.
С пробками тоже планируют бороться. Строят мосты — долго, дорого и пока не особо успешно. Ставят новые «говорящие» светофоры. А также планируют объездные дороги. Причем, на одну из них (через Павло-Кичкас) нет ни проекта, ни средств, а от второй (через Хортицкие плавни) власти отказались буквально в момент сдачи номера в печать. Зато есть обещания чиновников. Жаль, но по ним грузовики не пустишь...
Как собаки на сене
Есть проблема. Степногорск — постепенно умирающий городок (официально — посёлок гороского типа) в нескольких десятках километров от Запорожья. Там нет газа, нет тепла, нет нормальной работы. Девять из десяти взрослых степногорцев — безработные. Градообразующий Таврический горно-обогатительный комбинат закрылся ещё в 1995 году. Степногорск становится городом-призраком: в нём уже больше пяти сотен пустых квартир. А под заброшенными домами и цехами лежит пятая часть мировых запасов марганцевой руды...
Что у них. У Степногорска, оказывается, есть брат-близнец. Знакомьтесь: Украинск, Донецкая область. Сорок минут езды до Донецка (от Степногорска до Запорожья — полчаса). Десять лет назад на угольной шахте Украинска произошел пожар, который унес жизни 35 шахтеров. После трагедии шахта — градообразующее предприятие — стала работать с перебоями, а потерявшие работу горняки начали массово покидать город. Украинск буквально обезлюдел, а квартиры с заколоченными окнами стали здесь привычной картиной. Поразительное сходство с «запорожским» Степногорском, не правда ли?
Только вот дальнейшее развитие событий свидетельствует явно не в пользу запорожского «близнеца». Мэр Украинска, видя бедственное положение городка, стал действовать решительно. И начал... бесплатно раздавать пустующее жильё приезжим. Квартиры выдавали только тем, кому действительно было негде жить, причем претенденты должны были подтвердить это документально. Кампания в прессе дала результаты: в город потянулись люди. Активнее всего ехали из соседних областей. В частности, из Запорожской.
Вскоре 700 из двух тысяч пустующих квартир были заняты. В умирающий город стала возвращаться жизнь: снова заработала угольная шахта, начал развиваться бизнес. Украинск преобразился: стало больше молодежи, открылись новые магазины, уровень преступности резко упал, а рождаемость превысила смертность. Средняя зарплата по городу — две с половиной тысячи гривен.
Что у нас. «Проблему Степногорска» регулярно пытаются решить политики и чиновники всех мастей. Чаще всего их помощь умирающему посёлку заключается в произнесении умных слов на круглых столах или в интервью прессе. Пять лет назад о грядущем спасении посёлка заявлял тогдашний куратор Степногорска по линии Верховной Рады, а ныне глава Запорожской облгосадминистрации Александр Пеклушенко. С тех пор существенно ничего не изменилось.
Но вскоре после вступления в должность губернатора господин Пеклушенко заявил о новом плане по спасению Степногорска. Теперь обустраивать и воскрешать посёлок в запорожских степях будут... китайцы. По словам Александра Пеклушенко, китайские инвесторы готовы вложить в разработку степногорского месторождения марганцевой руды аж миллиард долларов. Подробности проекта станут известны общественности уже в феврале текущего года.
Вместо эпилога
Мэру Винницы Владимиру Гройсману в январе текущего года исполнится 34 года. Он пришёл во власть работать, не побоялся взять на себя ответственность за радикальные перемены — и стал самым уважаемым мэром в стране. На очередных выборах полтора года назад его поддержали почти 80% избирателей. И это при том, что Владимир Гройсман баллотировался от малоизвестной партии «Совесть Украины», а не от бело-красно-голубых политических гигантов!
А зачем же шли во власть наши политики? Ради дерибана земли? Для удовлетворения амбиций? Или чтобы найти себе «хлебное местечко» и обеспечить свои ягодицы тёплым креслом, а карманы — потоком коррупционных денежек? А ведь именно такие выводы могут сделать горожане, наблюдая постоянные разборки наших политиков и всё ухудшающееся состояние родного города.
Но будем надеяться, что мозги и совесть ещё займут соответствующие места в телах наших чиновников.

Юрий Гудыменко

Другие статьи по тематике Новости культуры, Новости мобильной индустрии, Логическое мышление детей, Нас поздравляют звезды , Машина без водителя, Черная полосасина, Виталий Гогунский стал легче на целых 17 килограммов, Я люблю фантазировать говорит 22-летний художник Петр Чижмак, Чувства недели, Новости кино