В Запорожье на топливо перерабатывают мусор и противогазыВ условиях нестабильной украинской политики и зависимости Украины от российского газа все более актуальным становится вопрос добычи альтернативного топлива. Запорожские бизнесмены идут по стопам своих западных коллег — учатся получать энергию из мусора. Вот только не всегда наши чиновники готовы поддерживать такие начинания, несмотря на солидную финансовую выгоду
Газовые бактерии
Главная запорожская свалка — полигон твердых бытовых отходов №1 — уже давно стоит переполненная. Высота мусорного слоя достигает нескольких десятков метров. Под завалами скапливается биологический газ, который вырабатывают бактерии; при переработке он может давать электричество и теплоэнергию.
Последние три года на полигоне ТБО №1 вовсю шли работы по монтажу газодобывающей станции — и вот наконец-то ее запустили. Коммунальное предприятие «Коммунсантрансэкология», ООО «Биогаз Украина» и немецкая компания NAASE открыли первую очередь биогазового комплекса. Суть его работы проста: по специальным трубам газ закачивают в факельную установку. Уже в следующем году обещают рядом установить турбину, которая будет вырабатывать электричество. «Пока что мы только сжигаем газ. Это пилотный проект, за несколько месяцев мы поймем, какие объемы газа готовы переработать», — говорит генеральный директор компании «Биогаз Украина» Андрей Шерстнев.
Свалкой управляют по интернету
title=О стоимости проекта в компании не говорят — коммерческая тайна. Но утверждают, что деньги будут зарабатывать продажей тепла и электричества. Сейчас газ перерабатывают со скоростью полторы тысячи кубометров в час, а когда установят турбину, смогут добывать из этих объемов три мегаватта тепловой и электрической энергии. Присутствующий на открытии мэр Запорожья Александр Син уже заявил, что с разработчиками ведутся переговоры о покупке этой энергии для нужд города — ведь одна такая установка сможет обеспечить теплом и электричеством целый жилой квартал (около семи тысяч семей).
Чиновники утверждают: при таких темпах только на одном запорожском полигоне газа хватит лет на десять. А вот немецкие инвесторы проекта еще более оптимистичны — они увеличивают эту цифру втрое. Кстати, помимо инвестиций немцы взяли на себя техническое управление проектом и осуществляют его прямо из Германии, по Интернету отслеживая показания датчиков на запорожском полигоне.
Кроме коммерческой выгоды, добыча газа должна улучшить экологическое состояние полигона. «Мусор на свалке со временем «усаживается», уменьшается в объемах. Если из него выкачивать газ, этот процесс идет в три раза быстрее», — говорит Андрей Шерстнев.
Уголь из покрышек и презервативов
Еще более творчески подошли к переработке мусора мелитопольские бизнесмены. Игорь Новогрибельский и Александр Максименко научились получать топливо из... старых автомобильных покрышек! Причем производство получилось практически безотходным — резина перерабатывается на жидкое топливо и уголь, а металлическая проволочная основа сдается на металлолом.
«Началось все с того, что к нам в руки попала целая гора старых резиновых сифонов под раковину. Пытались их сдать на утилизацию, но ничего не получилось. И тогда решили сами заняться переработкой», — рассказывает Игорь Новогрибельский. Бизнесмены корпели над чертежами несколько лет, пока не разработали технологию. Перерабатывающую линию собрали буквально из подручных средств — старых цистерн, листов металла, арматуры. Только дизельную горелку для нагревания пришлось покупать.
Суть производства в том, что резину пережигают на жидкое дизельное топливо достаточно высокого класса — 60% солярки, 15% бензина А-95 и мазут. Себестоимость литра такого топлива — четыре с половиной гривны (вдвое дешевле, чем на рынке!). Полученное топливо не замерзает при -700С. «Никто не верил, что резину можно переработать на жидкость. Мы сами не верили, что все получится — до того момента, когда из цистерны полились первые капли топлива», — утверждает Александр Максименко.
Самое интересное в производстве то, что установка работает на производимом ею же топливе. Причем с феноменальным расходом — сжигание 40 литров позволяет произвести 400 литров такого же горючего. Тратится еще и электроэнергия, но не много — около ста киловатт в день. При этом отходы производства пережигаются на коксующийся уголь достаточно высокого класса. «Не хуже, чем уголь антрацитовых пород. Но производство в 14 раз дешевле», — говорит Александр Максименко. Обслуживающего персонала у установки — всего два человека, все остальное автоматизировано.
С сырьем тоже проблем не возникло: поскольку резину нельзя закапывать и сжигать, по всей Украине на полигонах за последние годы скопились миллионы тонн покрышек. «Мы договаривались с дальнобойщиками — и они привозили нам покрышки за компенсацию топливом», — рассказывают мелитопольские бизнесмены. Смеются — готовы переработать все, от транспортерных лент до презервативов. «Недавно нам привезли несколько тонн противогазов, которые нужно было утилизировать. Кстати, это было самое классное сырье за все время нашей работы», — говорит Игорь Новогрибельский.
Деньги на мусор
Компаньоны запустили установку в 2007 году на внушительных мощностях — перерабатывали в день три с половинной тонны сырья. Среди покупателей — металлургические предприятия, элеваторы, теплицы. «Мы не успевали обеспечить всех желающих», — говорят бизнесмены. Решили развивать бизнес, взяли кредиты в банке... А потом грянул кризис. В один день заказчики закончились — как отрезало. А банк начал требовать деньги назад. «Пытались договориться, отстрочить. Предлагали даже войти в долю. Но нам ответили: мы торгуем деньгами, а не топливом», — рассказывает Игорь Новогрибельский.
В 2011 году банк забрал установку за долги. Распорядились имуществом просто — порезали и сдали на металлолом. Но технология у мелитопольских бизнесменов осталась. «Если бы мы начали на полгода раньше — нам бы никакой кризис был не страшен. Просто не успели», — сетуют они. Но руки опускать не стали: сейчас собираются монтировать новую установку и ищут инвестора. «Технология отработанная, у нас есть все расчеты. Нужно только небольшое денежное вливание», — говорит Александр Максименко. По его словам, бизнесмены обращались как к мелитопольским, так и к запорожским властям — просили беспроцентные кредиты. «Нас внимательно выслушали, напоили чаем и вежливо выпроводили», — говорит он.
Себестоимость такой установки — несколько десятков тысяч долларов. Сырья много, оборудование собирается из подручных средств — а значит, можно делать несколько экономически выгодных линий. И при этом экологически чистых. По документам и заключениям, которые есть у мелитопольских бизнесменов, четко видно: выбросы в атмосферу за сутки не превышают выбросов от двух работающих автомобильных двигателей. Это не говоря об утилизации покрышек — ведь за год в Украине их выбрасывается на свалки около 200 тысяч тонн!

Тимофей Макаров.

Другие статьи по тематике Наука и технологии, Светские новости, Броши снова в моде, Встреча с ветеранами, Государство экономит на детях , Коммунальщики Запорожья ремонтируют проблемные крыши, Проблему внутричерепного давления можно решить, В Запорожской области задержали банду автоугонщиков, Растем вместе, Новости