У запорожских хиппи отбирали тушенкуВ нашем городе «детей солнца» немного. Современные хиппи существенно отличаются от «старых» хиппанов с их жизненной философией
Тусовка «у Борисыча»
Культура хиппи зародилась в 1960-х годах прошлого века в Калифорнии. Молодежь, уставшая от размеренного ритма американской жизни, взбунтовалась против устоев общества — культа денег, социальных и гражданских обязательств. Жили хиппи в коммунах — больших поселениях, «где никто никому ничего не должен». Питались чем попало, пили вино, курили марихуану, пели под гитару песни «Битлз» и пропагандировали «free love» (с англ. «свободная любовь». – авт.) – отношения и секс без обязательств. В Советский Союз культура хиппи пришла с опозданием — к 80-м годам. К тому же, не в чистом виде – ведь о свободе в коммунистическом государстве не могло быть и речи.
Одного из самых олдовых (на языке хиппи — старых) запорожских хиппанов Кира Парасоли мы нашли в подвале музыкальной школы №1. Как выяснилось, через это место прошли 90% запорожских музыкантов. Постояльцы называют подвал «У Борисыча» – в честь преподавателя музыкальной школы, который заведует этим уголком. Спускаясь по старым ступенькам, создавалось четкое впечатление, что нас выкинули на десять, а то и более лет назад. Беленые стены, исписанные и исцарапанные именами тех, кто «здесь был», приветами, названиями любимых музыкальных групп. Подвал разбит на небольшие каморки, оборудованные музыкальными инструментами. Их для репетиций арендуют музыканты.
Услышав цену аренды, мы чуть не свалились со стула: 5 гривен в час с человека! Да, время здесь действительно остановилось еще десять лет назад. «В прошлом году было четыре гривны, – рассказали музыканты. – Когда цена повысилась до пяти, Борисыч даже не знал, как нам это сказать».
В одной из каморок репетировала группа «Декартовы медведи». Именно ее участником является Кир. Десять минут в репетиционной — это настоящий кайф. Музыка группы по стилю очень напоминает «Машину времени». В комнате на девять квадратных метров – четыре музыканта и две громыхающие колонки. Выдержать здесь больше десяти минут непросто.
После репетиции мы «украли» Кира на чашку чая. За ней и поговорили о современных хиппи. Молодое поколение знает об этом движении только из американских фильмов: красиво одетые парни и девушки разъезжают на микроавтобусах, курят гандж, встречают рассветы и занимаются сексом. Некоторые наслышаны о протестной активности хиппи — в 60-х годах в Америке массовые демонстрации хиппи-пацифистов были одним из факторов, который остановил войну во Вьетнаме. Поэтому у нас была масса вопросов о запорожских хиппи: где они собирались, что курили, против чего протестовали и на чем ездили.
Драные джинсы – не роскошь
Наше разыгравшееся воображение пришлось притормозить. Во-первых, запорожские хиппи не ездили на автобусах — ведь это в Штатах подержанный «бусик» можно было купить за копейки. А те, кто ездил – красиво одетые, в искусственно изорванных и испачканных штанах и наглаженных рубашках — это мажоры. Дети богатых родителей, которые из культуры хиппи почерпнули только стиль. И то — в извращенном виде. «Дырки и грязь на штанах хиппи появлялись не искусственно — штаны протирались и изнашивались», – смеется Кир.
По словам тех людей, которые хипповали в 90-е и раньше, современные запорожские хиппи уходят в крайность. «Лежит на траве укуренный или обколотый человек и говорит, что он панк или хиппи. И этим дискредитирует субкультуру», – рассуждает Кир. По его словам, границы понятия «хиппи» размылись еще в конце 90-х годов. К хиппанам начали себя причислять люди, которые далеки от этой философии. «Понимаете, так он просто опустившийся наркоман. А так – хиппи! И в глазах молодежи это его уже как бы немного оправдывает: ну, самовыражается так чувак», – говорит наш собеседник.
Чуваки, не парьтесь!
В 90-х годах практически все запорожские неформальные движения (металлисты, хиппи, панки и т. д.) «тусили» в двух общих местах — это пляж «Багдад» (туристический пляж на острове Хортица. – авт.) и «Париж» – территория возле кафе «Париж» на ул. Сталеваров. Общая тусовка тоже способствовало размыванию границ — таких необычных людей было мало, и они все общались друг с другом.
По словам Кира, в те годы хиппанов постоянно подстерегала опасность: за свой внешний вид запросто можно было оказаться в милиции. Причем за курение «травы» как раз попадали реже. «Сейчас больше гоняют», – смеется наш собеседник. Второй источник «неспокойной жизни» – это всевозможные ребята спортивной наружности, «быдло, любера и гопники». Эти могли просто избить ни за что. «Им, в принципе, все равно, хиппи ты или панк. Если бы не было нас — они били бы морды друг другу».
Коммун как таковых в Запорожье не было — хотя на пляже «Багдад» даже есть уголок, прозванный в народе «Калифорния» – в теплое время года там всегда стоят палатки и живут самые разные представители неформальных движений. Не отметились наши хиппаны и социальной активностью — никогда не выходили на протесты и не митинговали против политики государства.
Основные мероприятия, на которых обитают хиппи, — это так называемые «радуги» – фестивали, на которых люди поют и общаются. В Запорожье таких «радуг» не было — обычно их проводят подальше от мест цивилизации, на природе: в Крыму или Карпатах. Другая форма встреч – это «квартирники» – небольшие концерты в квартире с минимальной музыкальной техникой и оплатой «кто сколько даст».
В последнее время в попытках возродить хипповское движение некоторые организаторы доходят до крайности — например, требуют обязательно курить марихуану или быть вегетарианцем.
«На одной из «радуг» ночью устроили рейд — ходили по палаткам и отбирали банки с тушенкой. Ну, это же идиотизм! Это же как раз и есть наступление на суть движения — свободу выбора! Просто многие современные так называемые хиппи путают идею и атрибутику. А это все не важно», – уверяет Кир. «А что важно?» – спрашиваем мы? «Чуваки, живите как хотите и не парьтесь», – говорит он.

Тимофей Макаров,
Наталья Смаглюк

Колеса для хиппи
В гараже у запорожца Александра Мозгового, известного в байкерских кругах как Барон Оберхаузен, стоит первая модель автобуса «Фольксваген» – микроавтобус, с которого, в общем-то, началась история этой марки. Во времена «детей цветов» на таких ярко разрисованных «карах» разъезжали молодые люди, веселились, слушали музыку «Битлз» и «Роллинг Стоунз». На фестивале «Рок-Сич» Олега Скрипки в запорожском хиппанском микроавтобусе подвозили к сцене гостей.
– Я думаю, хиппи в этом авто «сделали» многих известных личностей — атмосфера способствовала, – рассказывал владелец машины корреспондентам «Гвоздей». – А на фестивале мы на нем и Положинского катали, и Павлика, и «Трусы» эти. Ну, как их? Чистые… А! Поющие!

Хипповский жаргон
У советских и современных хиппи за многие годы выработался собственный жаргон — в основном все слова там англоязычного происхождения, ведь «наши» хиппи копировали заокеанских. Несколько самых распространенных слов:
Герла (от англ. girl – девушка).
Флет (от англ. flat – квартира).
Пипл (от англ. people – человек, сообщество людей).
Вайн (от англ. wine – вино и любой другой алкоголь).
Мажор (от англ. major – сын богатых родителей).
Цивил (от слова «цивильный» – обычный человек, не хиппи).
Любера (от слова «Люберцы» (криминальный район в Подмосковье) — мелкие бандиты, хулиганы).

Другие статьи по тематике События недели, Новости кино, Запорожцы встречают Новый год в туалете, Запорожье ждет год высоких цен, Жерар Депардье купил жилье в Нешэне, Музыкальная машина и не только, Хортица с мобильным навигатором, Запорожский школьник построил канатную дорогу, Последнее в блогах, Умные предметы