Мультимания: кто воспитывает наших детей?Выбираем детские мультфильмы
Ребенок постоянно нуждается во внимании родителей. Правда, мы, взрослые, так загружены проблемами, что собственное внимание заменяем… телевизором. Когда мы включаем ребенку мультфильмы, какую цель преследуем? В лучшем случае – развлечь ребенка, а чаще – чтобы отдохнуть от него или заняться своими делами. При этом мало кто задумывается о том, как повлияет на его незрелую психику очередной «мульти-шедевр»
Белоснежки – направо, Пеппи – налево
– Дети усваивают информацию намного эффективнее, чем взрослые, – объясняет Марина Кризун, детский психолог. – Запоминают все гораздо быстрее, но воспринимают без внутренней критики. Просматривая мультфильмы, ребенок рисует себе картину мира, «строит» свою личность.
По словам специалиста, дети всегда ассоциируют себя с главными героями мультфильма. Девочки, просмотрев фильмы о принцессах, представляют себя именно такими и подражают не только поведением, но и перенимают их душевные качества. Поэтому, если вы хотите развивать в своей дочери такие качества, как скромность, доброта, трудолюбие, поставьте ей мультфильм про Белоснежку. Кто-то хочет видеть свою дочь бойкой, ловкой, смелой, оптимистичной. Для формирования таких качеств можно смотреть «Пеппи Длинныйчулок».
– Я не буду перечислять «вредные» мультфильмы, – говорит психолог, – думаю, что родители сами их определят, если хоть ненадолго оторвутся от своих дел и вместе с детьми посмотрят кино или мультфильм. Тем не менее, какими бы «правильными» ни были мультфильмы и детские фильмы, набираться опыта общения, формироваться и взрослеть ребенку лучше в реальной жизни. Телевизионный опыт ограничен, он погружает ребенка в мир эмоций и переживаний, но не дает свободы действия. А вот опыт, основанный на своих пробах и ошибках, гораздо ценнее, чем пример мультипликационных персонажей.
Война и мир
Сегодня огромное количество мультфильмов демонстрируют агрессию, войну, исходящую именно от сильной половины человечества. Такое агрессивное поведение, становится образцом для мальчиков. С одной стороны, мужчина и должен быть защитником, воином, героем. Поэтому демонстрировать своему мальчишке фильмы о борьбе и героизме все-таки нужно, но – тщательно отбирая их из массы мультфильмов. Выбирайте те фильмы, где персонаж борется за правду, но не совершает неоправданных убийств. Лучше, если главный герой является человеком. Поверьте, фильмы о роботах-убийцах не внесут в личность ребенка ничего хорошего. И девочкам, и мальчикам полезны мультфильмы о дружбе, смелости, любви, родителях, оптимизме.
Настоящий праздник наш – Маша, Лунтик и Лосяш
– В «Смешариках», «Лунтике», «Маше и Медведе» много философских универсальных смыслов, – комментирует специалист. – Эти новые российские мультики – хороший вариант объяснения некоторых элементарных вещей, которые для ребенка в новинку. Анимация в них яркая, радужная. И главное – юмор, который понятен не только ребенку, но и взрослому. Если вы видите, что малышу нравится тот или иной герой, значит, он идентифицируется с ним. Возможно, то, что происходит с этим героем по сюжету, отражает волнующую ребенка тему.
Поколение Спайдерменов и Барби
– Нельзя однозначно делить мультфильмы на хорошие и плохие, – говорит Марина Александровна. – Важно, чтобы ребенок смотрел мультфильм согласно своему возрасту.
Ошибку совершают родители, которые включают малышу мультик, ориентированный на подростков. Он до конца не понимает момент трансформации, например, в «Человеке-пауке», но чувствует много загадок и тайн, которые его привлекают. А когда есть много вопросов – это фиксируется в сознании ребенка. Вторая большая ошибка, о которой предостерегает психолог, состоит в том, что родители сами начинают подогревать интерес ребенка, покупая игрушки, тетрадки, постельное белье, одежду, посуду с изображением любимого героя. Так получается, что родители сами культивируют персонажа, которого потом сложно вычеркнуть из жизни ребенка. Вот это опасная ситуация. Поэтому вместо девочек у нас растут «Барби», а вместо мальчиков – «Спайдермены».
Домашний синематограф
Кстати, вспомните старые добрые фильмоскопы, диафильмы, которые содержат прекрасные поучительные истории. Кроме того, при просмотре картинка на пленке меняется медленно, и ребенок успевает концентрировать внимание. Самое главное то, что просмотр диафильма – полноценное семейное мероприятие. Родители устанавливают экран, заряжают пленку, читают текст, а сам ребенок может, например, перематывать кадры. Кстати, данные аппараты можно найти на барахолках города за 40-50 гривен.
Правила маленького зрителя
Педиатры и психологи не рекомендуют показывать мультики перед дневным и вечерним сном, особенно впечатлительным и легковозбудимым детям. Наиболее подходящим временем для просмотра является первая половина дня. Во время просмотра малыш должен сидеть строго напротив экрана на расстоянии не менее двух метров. Начиная с 4 лет просмотр длится 15-20 минут, дважды в день; к 5-6 годам – до 30-40 минут.

Олеся Крамаренко

5 признаков опасного мультфильма:
1. Дисгармония цвета. Картинка в мультике перенасыщена яркой цветовой гаммой.
2. Отсутствуют монологи главного героя. Монологи заставляют ребенка подключаться к событиям, мыслить вместе с любимым медвежонком или зайчиком.
3. Озвучивание одним голосом. Монотонность диалогов героев мультика снижает эмоциональность малыша.
4. Плохие герои остаются безнаказанными. Мультики должны прививать ребенку чувство такта, хорошие манеры, стимулировать его делать добрые поступки.
5. Мультик перенасыщен трюками.

Другие статьи по тематике Новинки авто- мото- техники, Жизнь наша, Запорожская молодежь впадает в детство, Наказание за убийство и разбой, Братья Грим Мы никогда не лезли во всякие движухи , Запорожские аттракционы таят угрозу, Запорожская молодежь рано взрослеет, Запорожских детей спасают взрослые кардиохирурги, Чувства недели, Ночная жизнь